К сожалению, очень часто по незнанию, неосторожности или забывчивости мы нарушаем предписания обряда умры.
Поэтому очень важно понимать что в умре является фарзом, важибом, сунной и так далее. Например, без выполненного фарза умра не считается умрой и ничем этого искупить не возможно. Но, например, за невыполненный важиб или за нарушения ихрама — возможно искупление.
Существует 4 вида искупления:
1. Бадана – жертвоприношение из крупных животных (корова, верблюд).
2. Дем – жертвоприношение из мелкого рогатого скота (овцы, козы).
3. Милостыня (садака), в размере одной фитры. Фитра равна объему пищи, достаточной для одного человека на завтрак и ужин, или это количество, выраженное в денежном эквиваленте.
4. Пост — ураза.
Все искупления осуществляет сам хаджий в пользу нуждающихся. Или просит помощи своего руководителя.
1. ИСКУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕВЫПОЛНЕНИЕМ ВАДЖИБОВ УМРЫ
Умра, в которых не выполнен какой-либо фард, не принимается. Невыполненные фарды искупить нельзя.
Если один из ваджибов умры не выполнен, умра не портится, но невыполнение ваджиба без уважительной причины является крайне порицаемым — тахриман макрух (близкий к хараму).
За каждый невыполненный или выполненный не в свое время ваджиб искуплением является жертвоприношение –дем (овца или коза). Если не выполнен один ваджиб, то за него требуется одно искупление. А если ваджиб не выполнен по уважительной причине, то искупления не требуется.
1. Искупления, связанные с невыполнением ваджибов Умры
Умра, в которых не выполнен какой-либо фард, не принимается. Невыполненные фарды искупить нельзя.
Если один из ваджибов умры не выполнен, умра не портится, но невыполнение ваджиба без уважительной причины является крайне порицаемым — тахриман макрух (близкий к хараму).
За каждый невыполненный или выполненный не в свое время ваджиб искуплением является жертвоприношение –дем (овца или коза). Если не выполнен один ваджиб, то за него требуется одно искупление. А если ваджиб не выполнен по уважительной причине, то искупления не требуется.
Сай, сбривание или укорачивание волос являются ваджибами умры. Тому, кто без уважительной причины не выполнил эти ваджибы, следует выполнить жертвоприношение — дем.
Любой, кто желает посетить Мекку для совершения умры, должен в микате войти в ихрам. Это фарз. Если человек в микате не вошёл в ихрам, то этого никак не искупить, – нужно вернуться в микат и войти в ихрам. Без этого умра – не умра.
а) Если на одежде и теле паломника, а также в месте, где он совершает таваф, присутствует наджаса, его таваф будет принят, но, из-за того, что он не очистился, становится грешником, однако искупления за это не требуется.
б) Если паломник совершит таваф с неприкрытым ауратом, то его таваф будет действительным, но, по причине невыполнения ваджиба, он должен совершить жертвоприношение — дем. Если он совершит таваф повторно как положено, то искупления не требуется.
в) Совершение тавафа в обратную сторону требует искупление в виде жертвоприношения — дем. Если он совершит таваф повторно как положено, то искупления не требуется.
г) Намаз тавафа является самостоятельным ваджибом, его невыполнение не требует искупления, но паломник будет считаться грешником, подобно не выполнившему витр-намаз[1].
д) Совершение тавафа умры полностью или даже одного круга (шавта) без гусля, без тахарата, в состоянии месячного или родового очищения, требует искупления в виде жертвоприношения — дем. Если совершить таваф повторно как положено, то искупления не требуется.
е) Совершение тавафа-зийарат или большей части его кругов (шавтов) без гусля, в состоянии месячного или родового очищения требует искупления в виде жертвоприношения — бадана. А если без тахарата – искуплением является жертвоприношение — дем. Если совершить таваф повторно как положено в период пребывания в Мекке, то искупления не требуется.
Для того, чтобы сай был действительным, его надо выполнять после тавафа. В противном случае, сай не будет действительным, его надо выполнить заново.
Невыполнение сая или большей части его циклов (шавтов) без уважительной причины или при наличии сил для совершения сая использование посторонней помощи требуют искупления в виде жертвоприношения – дем.
Если сай не выполнен по причине того, что паломник не способен передвигаться самостоятельно из-за болезни, паралича, то искупления не требуется.
Если не выполнены три и менее цикла (шавта) сая, то за каждый из них следует отдать одну милостыню (садака), в размере одной фитры.
Если во время сая выполнены не все (циклы) шавты, но общий пройденный путь между Сафа и Марва составляет не менее четырех циклов (шавтов), то такой сай действителен. Но за каждый недостающий цикл (шавт) нужно отдать по одной милостыне (садака), в размере одной фитры.
Пребывающий в ихраме выходит из него, сбривая или укорачивая волосы на голове. Стричь должен человек, не находящийся в ихраме.
Обривание головы предписано только мужчинам, женщины выходят из ихрама, состригая волосы на толщину пальца. Если состригается меньше этого, требуется жертвоприношение — дем.
2. ИСКУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗАПРЕТОВ ИХРАМА
На паломника, входящего в ихрам для совершения хаджа и умры, налагаются определенные запреты, называемые «запреты ихрама».
а) Тому, кто надевает какую-либо одежду или обувь (кроме дозволенной), наматывает чалму, надевает шапку или тюбетейку, накладывает повязку на голову (закрывающую ¼ часть головы и более) и закрывает лицо в течение всего дня или всей ночи положено искупление – жертвоприношение-дем. Если это время короче одного дня и одной ночи, дается милостыня (садака), в размере одной фитры.
б) При уважительной причине – наличии раны на голове – закрывание ее головным убором или повязкой требует искупления – жертвоприношения-дем или три дня поста, или отдать шести нищим по одной милостыне (садака), в размере одной фитры.
в) Если повязка накладывается на любые раны, кроме ран головы, это не требует искупления.
г) Женщины, входя в ихрам, не меняют одежду и обувь, но должны держать лицо открытым. Если они закрывают лицо в течение всего дня или всей ночи, за это положено искупление – жертвоприношение-дем, если лицо закрыто меньшее время – милостыня (садака), в размере одной фитры.
а) За нанесение на тело, постель или ихрам благовоний, духов, одеколона, дезодоранта и прочей парфюмерии в состоянии ихрама положено искупление. Если действия этих веществ продолжается в течение дня или в течение ночи, требуется жертвоприношение — дем, если меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.
б) Если благовония нанесены на всю часть тела (рука, нога) или общая площадь мест нанесения благовоний составляет площадь одной части тела, то требуется искупление в виде жертвоприношения-дем. Если площадь меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.
в) Если благовония нанесены на разные части тела одновременно, то требуется искупление в виде жертвоприношения — дем. А если благовония наносятся на разные части тела в разное время, то за каждое нанесение требуется отдельное жертвоприношение — дем.
г) Троекратное использование ароматизированной сурьмы требует искупления в виде жертвоприношения-дем, если использовалась дважды – милостыня (садака), в размере одной фитры..
д) Не является условием искупления, чтобы действие благовония, нанесенного на тело, сохранялось в течение дня или ночи. Для искупления достаточно нанесение благовония.
е) Если площадь нанесения благовония на ихрам мужчин или одежду женщин больше 20 см², то искупление – жертвоприношение-дем, если меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.
ж) За окрашивание волос хной в состоянии ихрам полагается искупление – жертвоприношение-дем.
За сбривание или удаление волос на голове, сбривание и удаление волос из бороды, усов, подмышек и паха в состоянии ихрам полагается искупление.
а) За бритье всей головы или всей бороды, бритье или укорачивание волос на ¼ головы и более, требуется возмещение – жертвоприношение-дем. Если меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.
б) Если побрить сразу голову, бороду, подмышки и остальные волосы на теле, это требует искупления – жертвоприношение-дем. А если побрить по отдельности, то требуется отдельное жертвоприношение-дем за каждое бритье.
в) Бритье затылка требует совершения жертвоприношения-дем, части затылка и усов (полностью или местами) – милостыня (садака), в размере одной фитры.
г) Бритье обеих или одной подмышки требует искупления в виде жертвоприношения-дем; части одной подмышки, груди, ноги или руки – милостыня (садака), в размере одной фитры.
д) Если, находясь в ихраме, постричь человека без ихрама – это требует искупления – милостыня (садака), в размере одной фитры.
е) Если при чесании головы или бороды выпадает три волоса, требуется искупление — милостыня (садака), в размере ½ фитры.
Обрезание ногтей на руках и ногах в состоянии ихрам требует искупления.
а) Подстригание сразу всех ногтей на руках и ногах требует искупления – жертвоприношение-дем; если отдельно на руке и на ноге, за каждую часть тела – отдельное жертвоприношение-дем; если подстрижено четыре и менее ногтей на руке или на ноге, то за каждый ноготь дается одна милостыня (садака), в размере одной фитры.
б) Если, находясь в ихраме, подстричь ногти человеку в ихраме или без ихрама, это требует искупления – милостыня (садака), в размере одной фитры.
Если вошедший в ихрам для умры вступит в интимные отношения до совершения четырех кругов (шавтов) тавафа, то его умра становится недействительной. Он должен завершить эту недействительную умру, принести жертвоприношение-дем, и возместить эту умру, т.е. совершить заново, выехав в свой микат.
Страстные поцелуи и ласки супругов требуют искупления – жертвоприношение-дем.
Страстные взгляды в состоянии ихрам не требуют специального искупления.
Охота на животных требует искупления. Не важно человек в состоянии ихрама или нет.
а) Учитывается стоимость животного.
б) Стоимость животного делится на стоимость одной фитры милостыни (садака) и полученное количество милостыни раздается на такое же количество нуждающихся на территории Харам. Или за каждую милостыню (садака) держится один день поста.
в) Если стоимость животного равна стоимости жертвоприношения, то на территории Харам совершается жертвоприношение.
г) Если стоимость животного больше стоимости жертвоприношения, то разницу в стоимости не требуется раздавать как милостыню.
д) Независимо от того, в ихраме человек или нет, ему не запрещено убивать ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, а также рубить сухие деревья и кустарники.
Тому, кто рубит, ломает и вырывает дикорастущие деревья и растения на территории Харам, полагается искупление. Не важно человек в состоянии ихрама или нет.
Если кто-то совершил это, он должен стоимость этого растения раздать как – милостыню.
Если рубить, ломать и вырывать посаженные людьми растения, траву и плоды на территории Харам, это не требует искупления.
Милостыня и мясо жертвенных животных могут раздаваться не только на территории Харам, но и неимущим на других территориях.